20:03БронеКот: rutenii, Помогите разобраться! Если помидор — ягода, то кетчуп кетчуп это варенье? Как красота может спасти мир, если она все время требует жертв? Если мазохист попадает в ад, то он попадает в рай? Почему боксерские перчатки называют перчатками, если они — варежки?
04:34Чертёнок: Генпрокурор Карим Хан, который выдал «ордер» на арест Владимира Путина, был обвинен в сексуальных домогательствах. Руководящие органы инициировали внешнее расследование
19:55БронеКот: Чертёнок, Глянул - у вас в Таллине индекс down jonson к колбасе краковской крайне низкий
19:41БронеКот: Чертёнок, А какой у вас индекс сливочного масла?
16:47БронеКот: kvg-mur, Почему на свадьбе не принято разбивать бутылку шампанского об невесту? Это же, по существу, её торжественный пуск в эксплуатацию.
16:22БронеКот: kvg-mur, Ну..... Хорошую вещь браком не назовут
В ролях: Роли озвучивали: Зиновий Гердт (Врунгель), Евгений Паперный (Лом, Шеф, директор зоопарка, репортёр, член яхт-клуба), Георгий Кишко (Фукс, таможенный чиновник, почтальон, репортёр, член яхт-клуба), Григорий Шпигель (Агент 00X), Семён Фарада (Джулико Бандитто), Александр Бурмистров (Де Ля Воро Гангстеритто, директор театра, член яхт-клуба), Эдуард Назаров (Капитан «Чёрной Каракатицы»), Вениамин Смехов (Адмирал)
Описание: Приключения капитана Врунгеля — рисованный мультсериал студии «Киевнаучфильм», состоящий из 13 серий. Мультфильм Давида Черкасского был выпущен по сюжету одноимённого романа Андрея Некрасова. В 1976 году были созданы первые три серии, с 4 по 6 серии — в 1977 году, 7—9 серии — в 1978 и, наконец, финальные (с 10 по 13 серии) — в 1979 году. Мультфильм выполнен с применением техники перекладки.
Сюжет: Христофору Бонифатьевичу Врунгелю, известному мореходу, профессору навигации, приходит приглашение участвовать в международной регате. Специально для соревнований помощник Врунгеля — матрос Лом — построил яхту «Победа», но во время отплытия две первые буквы её названия отпали с кормовой доски, и она получила название «Беда». Перед началом регаты «Беда» находится под угрозой снятия с соревнований, так как её экипаж состоит из двух человек вместо положенных трёх. Лом по распоряжению Врунгеля начинает искать на берегу третьего члена экипажа. Так на борту яхты появляется карточный шулер Фукс, никогда не расстающийся со своим футляром от контрабаса, в котором он везёт похищенную статую Венеры. Арчибальд Денди, спикер яхт-клуба и в то же время главарь местной мафии, даёт своим приспешникам Джулико Бандитто и Де Ля Воро Гангстеритто задание перехватить Венеру (она должна была быть вывезена за границу на самой быстроходной яхте клуба — «Чёрной Каракатице»). Парочка незадачливых бандитов гоняется за «Бедой» по всему миру, то и дело сталкиваясь с расследующим похищение суперагентом Ноль-Ноль-Икс, который, несмотря на различные козни, всюду выходит сухим из воды. В ходе плавания Врунгель на сутки застревает в фиорде; спасает белок из горящего леса и применяет их в морском деле; придумывает военную хитрость во время боевых манёвров; допускает оплошность в Египте при покупке «страусовых» яиц, из которых вылупляются крокодилы; отмечает при переходе экватора праздник Нептуна; оказывается со своей командой в бандитском плену, но находит путь к спасению благодаря смекалке; дрейфует вместе с яхтой на вершине полярного айсберга; лечит простуженного кашалота; попадает на необитаемый остров, где взрывается действующий вулкан; даёт концерт на Гавайях; и, наконец, остроумно использовав шампанское, блестяще финиширует. Незадолго до конца истории Фукс признаётся Врунгелю в преступлении. Мудрый капитан предлагает отправить скульптуру по почте из Гонолулу (они с Фуксом как раз останавливаются на Гавайях) обратно в Королевский музей. Злодеи хватают футляр — и он оказывается пуст! Врунгель побеждает, причём не только в соревновании.
Отличия от книги: Используя значительную часть комических сцен из книги, мультсериал имеет совершенно другой центральный сюжет, основанный на похищении Фуксом Венеры Милосской и преследовании «Беды» итальянскими мафиози. Действие происходит не в 1930-х годах, а в 1970-х, и Джулико Бандитто — уже не сержант армии Муссолини, а просто гангстер. В сюжете обыгрываются и пародируются многие реалии и стереотипы времён позднего «застоя». Периодически появляющиеся руки Шефа с перстнями — явная перекличка с эпизодами из х/ф «Бриллиантовая рука», особенно в тот момент, когда Шеф гангстеров запирает двери на все замки и засовы.
Доп. информация: Полная реставрация изображения и звука
Призы: Приз на Всесоюзном кинофестивале телефильмов в Ереване. Приз на МКФ ТВ фильмов в Чехословакии.
(+/-) Цитаты
— Эй, на буксире, прими конец, чёрт побери!
Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт. — Недаром я назвал нашу яхту «Победа». — Эй, на «Беде»! Счастливого плавания!
— Произвести измерения температуры забортной воды не представляется возможным из-за отсутствия таковой!
Я там и тут — куда пошлют. А посылают часто.
— Фукс, какой же Вы, к дьяволу, матрос?! — А я не матрос… — Но позвольте! Лом сказал, что Вы в картах умеете разбираться… — О, это сколько угодно: карты — мой хлеб. Только не морские, а игральные карты.
— О Боже! Что он делает?! Крэтино! (дальше следует непереводимая игра слов с использованием итальянских идиоматических выражений. Звучит это примерно так): Тенти остатенти! Дольварес дель культе, дер фрути де дьяволо! Пидоро апире! Пароле бова вита, дольче вита эль финита! Мама мия, квод ми терабе(н)тте… — Ва бене…
— Разрешите доложить, Христофор Бонифатьич. По-моему, дело — табак! — Совершенно справедливо. Закуривай, ребята!
— Шеф, это Вы? Это я — Фукс… Опять всё сорвалось!.. Пусть меня завтра ждут в пирамиде Хеопса у 8-й мумии, 3-й коридор налево… Шеф, у меня больше нет сил!.. — Советую поискать их, Фукс, если не хотите, чтобы из Вас тоже сделали мумию.
— Один крокодил. Два крокодила. Три крокодила… Пятьдесят крокодилов… Шестьдесят крокодилов… — Бредит, бедняга. Похоже на тропическую лихорадку!
— Аврал! Всех крокодилов за борт!
— Чёрт подери, из-за Фукса мы ничего не можем сделать! … Головы раскалываются… — Если вы не хотите лишиться ваших голов навсегда, берите товар любым способом!
— Отставить макать капитана! — Есть оставить макать капитана!
— Спасите, спасите! Я тону! Ну тону же я, не видите, что ли? А вот, понимаете… гулял по берегу, налетел лёгкий ветерок, и меня унесло в море. И вот я перед вами…
— Считаю своим долгом сообщить Вам, что произошла маленькая ошибка. Мы в некотором роде не совсем гавайцы. Скорее даже, совсем не гавайцы…
— Ой, что было, Шеф, что было! Это было так интересно! — Мы преследовали «Беду» в Индийском, Атлантическом, эээ… и Тихом океане… Наконец мы загнали проклятую «Беду» на необитаемый остров… И, чтобы замести следы, разнесли островок вдребезги!.. Ва бене! — А ну-ка, покажите товар… Простите, вы кого хотели обмануть? Да я вас измочалю, сотру в порошок, поджарю на медленном огне… Впрочем, я придумаю для вас кое-что похуже. Я вышвырну вас, и вам снова придётся стать честными людьми. — Только не это! Только не это, Шеф!
(+/-) Закрыть
(+/-) Интересные факты и киноляпы
•Прототипом капитана Врунгеля был знакомый Некрасова с характерной фамилией Вронский, любитель рассказывать морские истории-небылицы со своим участием. Его фамилия так подходила для главного героя, что первоначально книга и должна была называться «Приключения капитана Вронского», однако из опасения обидеть друга автор был вынужден искать другую.
•Прототипом одного из главных героев старшего помощника Лома в его повести был курсант морской школы Иван Манн. Фамилия этого персонажа по-немецки означает «человек» (Mann), а по-французски «человек» — «l’homme» (звучит как русское «Лом»).
•Обилие «ляпов» связано с тем, что фильм, по утверждению самого Давида Черкасского, создавался с рекордной скоростью и времени исправлять многие неточности уже не было. Но обнаружение стольких накладок и вдобавок систематизация некоторых из них говорят лишь о том, что мультфильм очень хороший и что поклонники готовы пересматривать его снова и снова.
•Почти весь сериал сделан в технике перекладки. (В ряде кадров также использованы вырезки из фотографий, проволоки, нитки.) Исключение (обычная рисованная мультипликация) составляют преимущественно те кадры, где объект движется на зрителя, либо, наоборот, удаляется в глубь экрана, либо панорамируется с разных сторон.
•У Шефа указательный палец в течение всего фильма отсутствует то на правой, то на левой руке.
•Усы главного героя, Христофора Бонифатьевича Врунгеля, на протяжении сериала выглядят то чёрными как смоль, то чёрными с проседью, то совсем седыми. Также меняется цвет его фуражки: то белый, то чёрный, то синий, причём оттенки синего — разные.
•Образы героев мультфильма и отдельные мизансцены создавались во многом с опорой на классические иллюстрации Константина Ротова. Но усы капитану добавлены художником Натальей Гузь, что придаёт мультипликационному Врунгелю вместе с его манерой покуривать трубку и вальяжными, неторопливыми движениями внешнее сходство со Сталиным.
•Паруса на «Беде» и на «Чёрной Каракатице» периодически пропадают и появляются снова. Видимо, это специальный ход создателей, чтобы в нужных эпизодах сосредоточить внимание зрителя на персонажах. Возможно, что и штурвал на «Беде» временно исчезает по этой же причине. Либо это такой штурвал, который легко переставляется с места на место, раз от выстрелов артиллерийских орудий он пару раз взлетал на воздух, а через минуту снова оказался на палубе.
•Любопытна конструкция «Чёрной Каракатицы». На более крупных планах это судно напоминает деревянный корабль XVIII в. (причём парус фок — полосатый, чёрный с оранжевым), на общих — современную модель одномачтовой яхты (фок — однотонный коричневый). Нактоуз с компасом перемещается то к носу яхты, то к штурвалу.
•Количество и расположение замков на футляре контрабаса меняется от кадра к кадру. В конце восьмой серии гангстеры демонстративно взламывают все замки, но через две серии они снова возникают на футляре из ниоткуда. При этом футляр много раз подкидывали и роняли, однако скульптура, как ни странно, не раскололась на куски.
•Матросы на «Чёрной Каракатице» при первом появлении перед зрителями (3 серия) — одноногие и бородатые, как и капитан. В последующих сериях они «видоизменяются» и остаются такими до конца.
•Агент Ноль-Ноль-Икс во второй серии — с огромным носом, без усов и с золотым зубом во рту. Начиная с четвёртой серии, его нос становится уже, появляются усики (которые, впрочем, то вновь пропадают, то делаются гуще), а золотой зуб больше не виден.
•Третья серия заканчивается эпизодом, где Джулико и Де Ля Воро получают задание от Шефа. В начале четвёртой серии, когда этот эпизод повторяется, оба гангстера одеты уже иначе. В таких костюмах они остаются до конца фильма. У Гангстеритто тоже в паре кадров исчезают усы.
•В продолжение всей регаты турецкие моряки перемещаются с яхты на яхту, если судить по цвету парусов, палубы и бортов.
•По поводу головных уборов: а) второстепенные бандиты в замке интересным образом меняются шляпами (9 серия); б) ушанка на голове Фукса становится его обычной шляпой и наоборот (9 серия); в) канотье директора театра превращается в широкополую ковбойскую шляпу и обратно (11 серия).
•Наблюдается неопределённость с цветом перчаток и у Агента, и у Гангстеритто, и у второстепенных бандитов в замке, и у капитана «Чёрной Каракатицы», и у его матросов.
•Странно ведут себя сигары в зубах Арчибальда Денди. Во второй серии спикер встаёт с сигарой во рту, и, как только он начинает речь, сигара куда-то исчезает. В последней серии (где выясняется, что спикер и Шеф — одно лицо) мистер Денди двумя пальцами вынимает сигару изо рта и говорит первые слова «А известно ли…». В следующем кадре (губы крупным планом) она снова оказывается меж зубов.
•На старте регаты (3 серия) спикер спрашивает: «Все яхты готовы?». Сразу после этих слов камера показывает, что все участники гонки по-прежнему спокойненько стоят в ряд на набережной. Кроме того: а) яхты в разных кадрах повёрнуты к пристани то носом, то кормой; б) строй гвардейцев стоит к морю то лицом, то спиной; в) соседями пиратов слева оказываются то турки, то какие-то другие моряки.
•По сюжету Фукс в начале регаты ещё не знает морских команд и названий снастей. Так, при команде «Набить грот!» (что значит «натянуть главный судовой парус») он решает, что должен «наполнить до отказа какую-то пещеру». Тем не менее, несколькими кадрами раньше новый матрос довольно ловко поднимает парус грот вместе с капитаном и старпомом. Собственно, это не совсем ляп: человек может знать, что такое «паруса» вообще, но не знать, как каждый из этих парусов называется у моряков.
•Многие морские термины, морские жаргонизмы и специальные конструкции (не только вышеупомянутое «набить грот», но также «поворот оверштаг», «травить цепь», «земля по носу») оказываются понятны только тем зрителям, которые уже читали одноимённую повесть Андрея Некрасова.
•Во время манёвров яхта «Беда» делает переворот оверкиль. Когда дым рассеивается, зрители видят перевёрнутую яхту с трубкой, торчащей над килем, как перископ над подлодкой. Затем камера показывает крупным планом, как Врунгель, притаившийся за килем, поднимает эту трубку осторожно и не сразу. Это просто не очень удачный монтаж.
•Море за бортом в подавляющем большинстве кадров сериала — настоящее, а не нарисованное. Это не единственный тип совмещения мультипликации и кино в сериале: во второй серии Врунгель и Лом бегут по всамделишному лесу, в седьмой серии автомобиль едет по улицам взаправдашнего города, в отдельных сериях фоном служит настоящее небо (чёрно-белые вставки из кинохроники не в счёт). Также в мульткадр оказываются вмонтированы настоящие огонь и / или дым.
•В упомянутом выше горящем лесу заметны фигуры пожарных.
•Гангстеры садятся в машину явно на территории Египта. Но в следующем эпизоде они едут по автодорогам, очень похожим на «Лабиринт МакАртура» в Сан-Франциско.
•Джулико и Де Ля Воро выходят на связь с Шефом, сидя в автомобиле в своей обычной одежде. Когда Шеф включает видеотелефон, оба бандита появляются на экране в арабских нарядах (которые надевали раньше для маскировки) на фоне каменной стены.
•Выстраивая декорации к Празднику Нептуна, Врунгель раскатывает на палубе яхты широкий ковёр в клетку. Это может означать только то, что мачту вместе с парусами куда-то убрали на время. Врунгель-«Нептун» предстаёт перед своими матросами в клоунской маске, с классической цирковой репликой «Ха-ха! Вот он я!» и показывает настоящее цирковое представление с фокусами и прочими трюками (заметим, что на флажках вперемежку с Нептунами и русалками нарисованы клоуны, силачи и тигры). Но под конец праздника у капитана появляется искусственная борода, что больше соответствует традиционному образу морского бога.
•В девятой серии Агент, приземляясь на остров Шефа, держит зонт в правой руке. В следующем кадре зонт перемещается в левую руку, а в правой оказывается неизвестно откуда взявшийся саквояж.
•Кашалот относится к зубатым китам. Когда кашалот в мультфильме чихал, в его пасти действительно можно было увидеть крупные зубы. И только в одном кадре, где рот кашалота был слегка приоткрыт, в нём виднелся китовый ус, как, например, у гренландского кита или финвала.
•В десятой серии, когда гангстеры замечают издалека остров с вулканом, из кратера явственно идёт дым. Тем не менее, на крупном плане оказывается, что жерло заткнуто пробкой. Вулкан вообще необычный: в нём есть топка, а на верх кратера ведут ступени. Это при том, что остров отчётливо назвали «необитаемым».
•Кадры, сопровождающие выстрел из пушки (надпись «BUMM!», звёздочки, клубы разноцветного дыма и разлетающийся часовой механизм), впоследствии использовались Давидом Черкасским в трёх эпизодах мультсериала «Доктор Айболит».
•Некоторые предметы имеют обыкновение менять размеры относительно персонажей. Прежде всего это относится к футляру контрабаса и к находящейся внутри скульптуре. Другой характерный пример — дверь, на которой плывут Врунгель и Фукс после взрыва вулкана. Также примечательна трещина на поверхности острова с вулканом: она делается то шире, то уже.
•В «Рассказе Фукса» снова меняется порядок яхт на старте регаты. У капитана «Чёрной Каракатицы» нет правой ноги, а не левой, и появляется повязка на глазу.