20:03БронеКот: rutenii, Помогите разобраться! Если помидор — ягода, то кетчуп кетчуп это варенье? Как красота может спасти мир, если она все время требует жертв? Если мазохист попадает в ад, то он попадает в рай? Почему боксерские перчатки называют перчатками, если они — варежки?
04:34Чертёнок: Генпрокурор Карим Хан, который выдал «ордер» на арест Владимира Путина, был обвинен в сексуальных домогательствах. Руководящие органы инициировали внешнее расследование
19:55БронеКот: Чертёнок, Глянул - у вас в Таллине индекс down jonson к колбасе краковской крайне низкий
19:41БронеКот: Чертёнок, А какой у вас индекс сливочного масла?
16:47БронеКот: kvg-mur, Почему на свадьбе не принято разбивать бутылку шампанского об невесту? Это же, по существу, её торжественный пуск в эксплуатацию.
16:22БронеКот: kvg-mur, Ну..... Хорошую вещь браком не назовут
В ролях: Мари Тёрёчик, Дьёрдь Черхальми, Йожеф Мадараш, Мария Байчаи, Лайош Балажович, Йожеф Биге, Тамаш Чех, Дьёрдь Делианис, Балаж Галько, Габи Йобба
Описание:
Минуло 15 лет, как убили Агамемнона. Его убийца Эгист отмечает очередную годовщину правления. В устроенный по такому случаю День Правды каждый может сказать Эгисту все, что о нем думает. Но народ безмолвствует. Эгист приказывает говорить правду, а в ответ слышит лишь похвальбы. Бунтовать пытается только Электра, дочь Агамемнона. В разгар празднества появляется незнакомец...
Янчо обратился к одноименной пьесе Ласло Дьюрко (интерпретировавшего не столько трагедию Софокла, сколько древнегреческий миф), чтобы на ее основе предаться размышлениям о тирании и свободе. В фильме «полемизируются» в основном две темы: народ привязывает к тирану только страх; если народу дается свобода, то он не знает, что с нею делать. Электра и Орест встают на путь мщения и уже не находят сил остановиться. Вторая часть фильма - противостояние брата и сестры за право применять либо насильственные, либо демократические методы борьбы. Это один из главных фильмов великого венгерского реформатора, сочетающий идеологические иносказания и хореографическую символику: декламации, вложенные в уста героев, сопровождаются активным передвижением в кадре людских масс. Вместо привычного психологического "кино переживания" режиссер явил "антитеатр представления". Но находящаяся в постоянном движении камера избавляет фильмы Янчо от аналогий со смежным - сценическим - искусством, где взгляд зрителя статичен. Янчо не дает камере остановиться ни на секунду, заставляя ее совершать весьма рискованные эскапады, порою в самой гуще тщательно организованных натурщиков. Сложные перемещения в процессе съемки этих декларативно-изобразительных шедевров не допускали никаких импровизаций в кадре, ибо запросто могли обратить все в хаос. Так что антитоталитарная, по своей сути, «Электра» - это в то же время прецедент режиссерской тирании на съемочной площадке. Так опыт деспотичной власти сублимировался в манипулирование кордебалетом статистов, где танцы и хороводы народных масс есть ни что иное, как выражение коллективного бессознательного. Здесь любое физическое перемещение персонажей в кадре - чистая аллегория, поскольку выражается не в бытовом виде, а является фигурой речи. Даже нагота - изысканная, но при этом абсолютно неэротичная, - играет в его венгерских картинах чисто функциональную и знаковую роль. В «Электре» Янчо манипулирует не душами исполнителей, а именно плотью. Вместо героев на первый план выходит структура, которая подчиняет себе все - и сюжет, и характеры, и психологию, и, наконец, чувства зрителей. Янчо отважно смешивает здесь разрозненные символы: стилизованные рубища персонажей соседствуют с языческой наготой, архаичные кинжалы и кнуты с огнестрельным оружием и лакированной гитарой Тамаша Че, исполняющего свои политические зонги. "Электра" вполне может считаться и квинтэссенцией, и визиткой творчества Янчо, поскольку к этому моменту он уже выработал свой индивидуальный стиль. Гениальный мадьяр по-прежнему относится к тем радикалам экранного языка, чей «эстетский формализм» стал откровением лишь для немногих избранных.
Каннский кинофестиваль, 1975 год Номинации (1): Золотая пальмовая ветвь
* Моя благодарность romaska!
(+/-) Закрыть
(+/-) Из книги «3500 кинорецензий» Сергея Кудрявцева
9.5/10 Символическая притча
Творчество венгерского режиссёра Миклоша Янчо вызывало наибольший интерес у мировых кинематографистов в средний период его продолжительной и плодотворной карьеры — со второй половины 60-х до конца 70-х годов, когда этот весьма оригинальный мастер кино неоднократно участвовал в конкурсе Каннского фестиваля и был там отмечен премиями. Хотя фильм «Электра, моя любовь» остался в 1975 году без награды (но знаменательно, что тогда победила алжирская лента «Хроника огненных лет», в которой можно углядеть несомненную перекличку с ещё одним «революционным киноспектаклем», устроенным Янчо на экране), его следует считать если не самым совершенным, то уж точно одним из ключевых произведений венгерского постановщика.
Приход Миклоша Янчо к античной трагедии (пусть и в опосредованном виде — через пьесу современного автора Ласло Дьюрко и при содействии одного из своих постоянных соратников, сценариста Дьюлы Хернади) закономерен настолько же, насколько это было значимо, например, для Пьера Паоло Пазолини, который обратился, в частности, в «Царе Эдипе» к тонко переосмысленному и тактично модернизированному мифу мировой культуры. А Янчо в ещё большей степени превратил выдуманную трагическую историю из времён Древней Греции в символическую притчу актуального социально-политического содержания, однако данный акт трансформации классического текста не кажется ни насильственным, ни грубо конъюнктурным.
Художественные пристрастия режиссёра к некоему стихийному (на самом-то деле — жёстко и дотошно отрепетированному) действу хореографически-пантомимического свойства, возникающему на экране подобно явлениям изменчивой природы где-то на просторах излюбленной венгерской пустоши, парадоксально накладываются на устойчивые и непреложные в течение тысячелетий культурные и общечеловеческие архетипы. Иносказательной оказывается даже конструкция этой картины, состоящей всего лишь из двенадцати (!) длинных кадров-эпизодов.
Движение в фильме «Электра, моя любовь» напоминает круги, расходящиеся по воде. В центре — трое главных героев (Электра, Орест и Эгисф), затем — Хор, потом — народ, и, наконец, на самом дальнем плане вихрем проносятся табуны лошадей. И всё находится в непрестанном изменении: от лихорадочного состояния сознания Электры, что выражается через одержимое перемещение героини в кадре, до перемен в окружающем пространстве, словно открытом всем ветрам на свете. Движение можно вообще назвать основной метафорой в творчестве Миклоша Янчо, что связано с особенностями мировоззрения этого художника.
Беспрерывно передвигающаяся по рельсам кинокамера (остаётся только удивляться, как это технически сделано на съёмочной площадке на натуре!) пытается поспеть за персонажами, практически не стоящими на месте, или же ухватить динамику всего происходящего на разных уровнях текучей кинематографической мизансцены. Это по-своему подчёркивает смятение в душах героев, которые поставлены по воле личной судьбы и самой Истории в трагические обстоятельства. Янчо любит показывать моменты накануне действия или после него, когда человек поневоле оказывается перед проблемой выбора и в силу условий — ещё или уже — неспособен действовать. Будучи внезапно выключенными из исторического времени, персонажи Миклоша Янчо сразу теряются. Выведенные из равновесия, из согласия слова и дела, они буквально не могут найти себе места. И движение придаёт хоть какую-то осмысленность их существованию. Но оно никогда не является бесцельным и выглядит метафорическим выражением сомнений и размышлений человека, которые приводят его к последующему действию или же отказу от компромисса.
Героям Янчо, как и ему самому, присущ истинный максимализм, заставляющий выбирать всё или ничего. Они не желают довольствоваться «золотой серединой», успокаиваться на достигнутом. И как раз Электра, образ революции, не знающей конца, кажется наиболее цельной персоной. А лента о ней — экранной реализацией несколько анархистской идеи о том, что революция постоянно умирает и вновь возрождается, чтобы продолжать вечную борьбу со злом, даже если народ (в лице Ореста) готов удовлетвориться свержением всего лишь одного тирана. Революция никогда не может прекратиться.